четверг, 24 февраля 2011 г.

SPE SALVI facti sumus - спасены в надежде

Нашел среди своих бумаг распечатанную Энциклику SPE SALVI - Бенедикта XVI и решил выложить свои размышления от прочитанного.

 "искупление" = спасение - оно дано нам в понимании, того что людям дарована надежда, т.е. надежда, благодаря которой, человек может встречать лицом к лицу настоящее. Настоящее, можно принять и с ним согласится, если оно ведет к какой-то цели, или же мы можем быть уверены в этой цели, настолько, насколько она оправдывает тяготы пути. Так что же это за надежда, которая дает такую уверенность?

  В Библии слова "вера" и "надежда" представляются взаимозаменяемыми (Евр.10:22-23). В послании к ефеским верующим (Еф.2:12) Павел говорит о том, что до того, как они встретились со Христом, они не "имели надежды и были безбожниками в мире". Несмотря на то, что у них были свои "боги", они не давали ефесянам никакой надежды. Будущее перед ними было неясным. Поэтому когда у них появилась надежда, она дала им будущее. Только тогда, когда будущее определенно, будучи позитивной реальностью, настоящее становится достойным, чтобы жить им. Христианская весть была не только "информативна", но и "перформативна", т.е. не только сообщение того, что следует знать, но весть, рождающая события и изменяющая жизнь.

  В Евр.11:1 "Вера же есть hypostasis ожидаемого и уверенность в невидимом". Отцы Церкви, греческое слово hypostasis переводили на латынь словом substantia. И латинский перевод текста звучал как "Вера же есть "сущность" вещей ожидаемых, уверенность в невидимом". Фома Аквинский объяснял этот стих - "вера есть постоянное состояние души, благодаря которому вечная жизнь начинается в нас, заставляя разум согласиться с невидимым". Понятие "сущности" изменено в том смысле, что через веру в нас уже присутствует в первоначальном виде предмет нашего ожидания - вечность. Если мы обладаем начатком вечности, значит это вселяет уверенность в будущем.

  Лютер же понятие "сущность"\"субстанция" воспринимал в субъективном смысле - как выражение внутренней позиции и слово "уверенность" понимал как внутренний настрой субъекта. Позже, составленный экуменический перевод Нового Завета гласил "Вера же означает: твердо стоять в том, на что надеешься, быть убежденным в том, чего не видишь". И таким образом, современное толкование, взявшее за образец данный смысл, основанный на Лютеровском понимании, актуализировалось немного в ином понимании. Поэтому необходимо вернуться к трактовке Отцами церкви.

  Где вера это не только личная устремленность  к чему -то, что должно произойти, но пока полностью отсутствует; она что-то дает нам: уже сейчас благодаря ей мы обретаем нечто из ожидаемой реальности, и эта настоящая реальность составляет для нас "доказательство" вещей, которые еще не видны. Вера привлекает будущее внутрь настоящего, так что будущее уже не является чистым "еще не". Существование будущего изменяет настоящее; будущее соприкасается с настоящим, и таким образом, события грядущего проникают в события настоящего, а события настоящего - в события будущего.

  В подтверждение приводится анализ Евр.10:34, где автор обращается к верующим, пережившим гонения: "Ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения (hyparchonton, в Вульгате - bonorum) вашего приняли с радостью, зная что есть у вас на небесах имущество (hyparxin, в Вульгате - substantiam) лучшее и непреходящее". hyparchontа - имущество, которое на земле является "опорой", основой, "субстанцией" земной жизни. Эта "субстанция", т.е. предпосылки обычной жизни, была отнята у христиан во время гонений. Они это выдержали, так как земную "субстанцию"считали малозначащей, а также по той причине, что нашли более лучшую "основу". Вера, является звеном дающим жизни новую основу, переводя земную субстанцию в статус малозначимой  и не первоочередной.

  Основным моментом является то, что данная энциклика, дает понимание того, что человек, заменивший земную субстанцию на небесную, уже здесь на земле обладает присутствием вечности в себе. И надежда является не каким-то внутренним настроем, но объективной реальностью, присутствующей в нас.

Человек склонен возлагать свои надежды на разные "субстанции". Кто то надеется на большую любовь, кто-то - на карьерный рост, а кто-то - на какие-то материальные блага. Когда какая-нибудь их этих надежд сбывается, человек не ощущает внутренней удовлетворенности и умиротворения, так как все это материальные надежды, тогда как надежда на небесное имеет в себе ценность раскрытия: чем больше раскрываешь, тем больше поражаешься и увеличивается желание обладания. А земная, материальная надежда наоборот, при самораскрытии и приближении к ней, теряет притягательность. Небесная надежда является бесконечной и вечно продолжаемой, поэтому с каждым возникновением желания, человек находит удовлетворение только в этой вечной надежде.

  Она не где-то далеко, она уже внутри нас. Она уже в нас. Мы ступили на путь вечности и мы уже там с надеждой.

6 комментариев:

  1. Неплохо-неплохо, Юрок!
    Кстати, классная динамика "блоговедения" у тебя: мыслишка-сказочка-богословие... :)

    ОтветитьУдалить
  2. Пища должна быть разнообразной)))

    ОтветитьУдалить
  3. видать ооооочень сильно любишь что два раза об этом написал :)
    вот у тебя каждое утро овсянка на завтрак а потом что-то иное, а на ужин опять другое, а потом все повторяется. так и у меня на завтрак мыслишка, потом сказочка, потом богословие)))
    кстати мыслишку уже написал, на очереди сказочка

    ОтветитьУдалить
  4. ОК, тогда ждем-с "релиза" новой сингл-сказочки ;-)
    Пы.Сы. "Ох уж эти сказки... Ох уж эти сказочники!.." (с)

    ОтветитьУдалить